Vitlon.ru vitlon.ru |
Feuersturm Фолкнера (1945)
Эксцентричный австрийский изобретатель доктор Циппермейер работал в исследовательской лаборатории в городке Лофер (Тироль), разрабатывая весьма неортодоксальное противосамолетное оружие. Проект курировало Reichsluftfahrtamt — управление аэронавтики, находившееся в Берлине. Из-за подавляющего количественного превосходства союзной авиации, в последние годы войны нацисты проявляли особый интерес к любому вооружению, способному сбивать самолеты USAAF и RAF (ВВС США и Великобритании).
Доктор Циппермейер создал как массивное орудие Wirbelwind Kanone («Ураганная пушка»), так и орудие поменьше Turbulenz Kanone («Вихревая пушка»). Назначение у них было одно: смести вражеские бомбардировщики с неба Рейха при помощи воздуха.
Для достижения цели «Ураганная пушка» применяла детонацию водорода и кислорода с формированием «снаряда» из сильно сжатого воздуха, выстреливаемого через длинный наклонный орудийный ствол в сторону самолета. Трудно представить, но на полигонных испытаниях орудие разбивало дюймовые деревянные щиты в щепки на расстоянии 200 ярдов! Впечатляющее достижение, с одной стороны, а с другой — сбивать нужно было не дощечки, а летящие на высоте 20000 футов бомбардировщики. С этой задачей «Ураганная пушка» не справлялась. Тем не менее, «повоевать» орудию пришлось. В 1945 году «Ураганная пушка» покинула полигон Hillersleben и отправилась оборонять один из мостов на Эльбе. Но, либо самолеты в этом районе не летали, либо пушка не стреляла, но ни один самолет орудием сбит не был, и в боевых сводках оно не упоминалось.
Орудие Turbulenz Kanone, по сути, было вкопанной в землю крупнокалиберной пневматической мортирой, использовавшей для создания вихря медленно горящие разрывные снаряды с угольной пылью. Эта система также хорошо показала себя на земле. Проблема оставалась прежней — американские бомбардировщики. Циппермейер сомневался в возможностях своего детища причинять самолетам союзников механические повреждения. Но, естественные завихрения потоков воздуха не раз приводили к крушению гражданских самолетов, а рукотворной турбулентностью Циппермейер намеревался сбивать военные.
Wirbelwind Kanone Циппермейера
Но и с этим у Циппермейера ничего не вышло. Пробивная сила Turbulenz Kanone оставалась низкой. Проект свернули, но три достигнутых им результата пережили неудачные «ветряные пушки». Первый — разрывные снаряды с угольной пылью, использовавшиеся нацистской легкой артиллерией при ликвидации евреев-бойцов Варшавского Гетто. Импровизированное орудие назвали «Пандора» и, к сожалению, использовали для убийства борцов за свободу.
Второй и третий результаты глубоко засекречены и поныне.
Майор Лусар, задействованный в проекте Flugkreisel по созданию дисколета Шривера, видел отснятые на кинопленку испытания «Ураганной пушки» и «Вихревой пушки» в действии. Он особо интересовался вихревым эффектом и разрушительной силой угольной пыли. В конце войны, многие проекты истребителей рейха предусматривали использование в качестве силовой установки ПВРД на угольном топливе, включая Lp-13b доктора Александера Липпиша и Skoda-Kauba P.14-01.
Мифическая Пандора и ее ящик
Эскиз Lippisch P.13b с ПВРД на угольном топливе
Skoda-Kuaba P.14-01 с ПВРД
Майор Лусар рассматривал угольную пыль, создающую вихрь, в качестве топлива для экзотического двигателя и рассматривал возможность ее применения в летающих дисках (Flugscheiben).
Никому неизвестный инженер Герхард Фолкнер (Gerhard Faulker), работавший над проектом Flugkreisel, выдвинул идею, которая могла революционизировать воздушную войну в 1945. Он предложил сконструировать гигантский дисколет диаметром 100 метров, использовавший бы угольную пыль не только в «генераторе вихря» Циппермейера для движения ЛА, но и для создания огромного огненного облака, направляющегося на строй вражеских бомбардировщиков из выходных отверстий в крутящемся внешнем диске Flugkreisel. Угольная пыль выстреливалась под сильным давлением, а в нужный момент облако поджигалось специальными горелками.
Фолкнер назвал свое изобретение Feuersturm («Огненная буря»). Предложение инженера было высказано в конце 1944, но никого не заинтересовало до весны 1945. Но было поздно. Надвигающийся коллапс похоронил надежду на постройку дисколета Feuersturm. Второе название проекта — «Zyclope» (циклоп) объяснялось «глазом» в бронированном шарообразном кокпите. «Глаз» вращался, когда ЛА, пролетая по расширяющейся дуге возле бомбардировщиков союзников, окутывал бы их длинным горящим облаком.
Шасси Feuersturm также довольно необычно. Диск должен был стоять на центральной спиралевидной стойке, изготовленной из нескольких гидравлически-телескопических концентрических металлических колец различного диаметра (вплоть до 50 метров). Конструкция, раздвигаясь, образовывала огромную Turbulenzrohr (вихревую трубу), представлявшую собой воздухопровод с защитной плитой и выпускным отверстием в нижней части. Когда дисколет шел в атаку, складное гидравлическое шасси втягивалось в фюзеляж ЛА, защитная плита прикрывала нижнюю часть корпуса, а создающийся внутри дисколета вихревой эффект раскручивал вокруг аппарата огненное кольцо. Для защиты Feuersturm во время вертикального взлета/посадки, устанавливались внутрь корпуса инсталлировались четыре пусковые трубки, стреляющие снарядами с угольной пылью по вертикальной траектории. Заряжаться они должны были перед стартом.
Feuersturm должен был стать дисколетом-перехватчиком для активной обороны воздушного пространства Рейха. Его цель: быстро взлететь вертикально вверх, догнать строй бомбардировщиков и, двигаясь по дуговой траектории, нанести удар огненным облаком по самолетам противника.
Можно представить и неприятные последствия «удачной» атаки Feuersturm. К примеру, летит 1000 бомбардировщиков плюс 500 истребителей прикрытия (такими воздушными армадами союзники летали к концу войны), «Огненной бурей» Feuersturm они поджигаются. На Германские города падает полторы тысячи горящих самолетов, устраивая «фейерверки» из взрывающихся боекомплектов. Эффект мог быть почище самой ковровой бомбардировки.
В Люфтваффе еще в 1943-ем появилась идея о разработке первых в мире аэрозольных бомб (известных позднее, как вакуумные бомбы), но серьезно этим вопросом никто до конца ВМВ так и не занялся. В 1945 году британцы нашли несколько пустых бомбовых оболочек с баллонами для аэрозольной взвеси. Только один Kugelblitz использовал при столкновении с небольшой группой бомбардировщиков B-24 аэрозольную струйную пушку, что дало повод союзникам обвинить Германию в использовании химических снарядов.
Третье последствие проекта Циппермейера было еще серьезней. Изначально предназначавшиеся для ПВО снаряды с угольной пылью должны были превратиться в супербомбу. Эсэсовцы воспользовались основополагающей идеей Циппермейера и решили ее расширить, превратив снаряды в бомбы, содержащие 60% жидкого кислорода и 40% угольной пыли. Но СС этого было мало – они пошли дальше, добавив в смесь парафинистый реагент. При детонации супербомбы происходил чудовищный взрыв, сопровождавшийся сильным электрическим штормом на уровне земли. Взрыв выжигал бы все живое в 4,5 км радиусе — подобие плазменного оружия. Однако, «добро» на реализацию проекта было получено лишь 9 марта 1945 года. Супербомба должна была быть создана в комплексе Jonastal S-3, где также планировалось строительство германских дисколетов. Комплекс возвести не успели, но перед сворачиванием проекта несколько экспериментальных бомб весом 25-50 кг взорвали в отдаленном районе (у Балтийского моря).
После войны инженер Фолкнер оказался в СССР. Русские поначалу заинтересовались разработкой, но ненадолго. Советы предпочли усовершенствовать собственное «термобарическое» оружие, которое, возможно, применялось в Чечне. Вряд ли Фолкнер помог русским и в разработке дисколетов.
Skoda-Kauba P.14 . Картина Джино Маркомини