Диски «Frali» Франца Филиппа. Sonnenstrahl Flugscheiben (Летающие диски на солнечной энергии) (1930)
Филипп (Franz Philipp), поддерживавший с фюрером отношения и после ПМВ. Перед войной, в 30-ые годы, идеи Филиппа о летательных аппаратах на солнечной энергии снискали доктору авторитет у берлинских ученых. С началом Второй мировой Гитлер пресек реализацию проектов конструктора и направил его деятельность на службу Рейху.
История доктора Филиппа началась задолго до войны, когда в 1930-ых годах он начал размышлять об альтернативе создаваемым в Германии ракетам на жидком топливе. Дизайн первой ракеты Франца базировался на радикальной концепции, не реализованной и поныне — трансформации света в движущую силу космического аппарата. Доктор Филипп намеревался отправить в космос КЛА на солнечной энергии и с 1934 года сконцентрировал усилия на разработке «солнечной» ракеты для полета на Луну. В этом же году он запустил один из первых аппаратов серии «А» фон Брауна, покрытый плоскими солнечными панелями. В своей послевоенной брошюре «Германский космический полет 1934: очень неудобная книга» Филипп убеждал читателя в успешности запуска, но представляется сомнительным, чтобы ракета поднялась хотя бы в верхние слои атмосферы.
Однако, в сентябре 1938-го, за год до войны, доктор Филипп предложил сразу несколько вариантов дисковидных и цилиндрических летательных аппаратов, движимых «Sonnenstrahl Triebwerk» — так называемым «двигателем на солнечных лучах», способным поднять эти машины необычной для ЛА формы. Серию своих чудаковатых конструкций Франц назвал Frali, а всего им было спроектировано как минимум шесть моделей.
Первой попыткой стал Frali-1 — маленький воздушный кораблик шарообразной формы с похожим на жало носовым обтекателем, округлым кокпитом сверху и закругленной нижней частью фюзеляжа. Борта его были увешаны круглыми солнечными панелями, а корму судна украшала пара небольших хвостовых стабилизаторов, напоминающих рыбьи плавники.
О Frali 2-5 ничего не известно, но Frali-6 был еще более странной цилиндрической конструкцией с многослойным коническим носом, вытянутым, похожим на пробирку или сигару корпусом, заканчивающимся почти квадратным хвостом. Плоские солнечные панели также крепились на бортах.
Две конструкции Филиппа к серии Frali не относились. Одна называлась «Greif» («Грифон») и была похожа на «Линзообразный диск» Генри Коанда, спроектированный по заказу СС во время войны. Однако, «Грифон» оснащался четырьмя кормовыми солнечными ракетами, выступавшими за пределы корпуса. Они напоминали первые ракеты серии «А», только покрытые плоскими солнечными панелями.
Последняя «летающая тарелка» Филиппа — Sonnenflieger («Солнечный самолет») — лучшая работа конструктора. Тарелка оснащалась Sonnenstrahl Triebwerk и силовой установкой Magnetic Field, и работала на солнечной энергии и энергии электромагнитного поля. «Солнечный самолет» представлял собой диск большого диаметра со стеклянным колпаком – кабиной пилота. На корпусе, как и у других конструкций Филиппа, крепились плоские солнечные панели. Три генератора электромагнитного поля монтировались в нижней части машины, под диском. Опоры аппарата очень походили на телескопические стойки лунного посадочного модуля.
Очень впечатляющая работа для тех времен. Но разразившаяся вскоре война так и не дала Филиппу построить прототип хотя бы одной из своих солнечных машин. Гитлер оставил его в Берлине работать с инженерами СС над печально известными «лучами смерти», представлявшими собой неэффективное микроволновое оружие для борьбы с союзными бомбардировщиками. Один прототип изготовили, показали японской делегации в конце войны, и несостоявшиеся «лучи смерти» канули в лету.
После падения Берлина и самоубийства Гитлера Филипп попал к русским. Обращались с ним нормально, возможно, из-за хорошего знания языков — русский был одним из них. В СССР Францу пришлось поработать в качестве лагерного сотрудника досмотра при немецких ученых, задействованных в различных военных проектах, затем вновь заняться «лучами смерти» (теперь для русских), а через несколько лет вернулся в Силезию.
Поначалу доктор Филипп заявлял, что, пребывая в должности надсмотрщика, отговаривал многих известных немецких ученых от работы на Советы… Но позднее и сам признался в усовершенствовании и доведении до рабочей модели «лучей смерти» в СССР.
Если бы Гитлер не запретил Филиппу завершить создание силовой установки, технология, скорее всего, оказалась бы после войны у русских. Считается, что солнечные ракеты, будь они построены, могли бы разгоняться до 7-15 М. Тоже относится и к дисколетам — потенциальным шпионским летательным аппаратам.